Возраст (лет): 500 (по данным заявителя)
Высота (м): 15 (по данным заявителя) Диаметр ствола на высоте 1,3 м (м): 1.43 (по данным заявителя) Место произрастания: Ульяновская область , Николаевский район, с. Губашево, 300 м за селом. Координаты GPS: 53.066359, 47.110232 Местоположение дерева на карте: Обследование: Открытие: Отчет об обследовании: Публикации в СМИ:
Описание дерева: Состояние дерева удовлетворительное, крона раскидистая, напротив расположилась забытая церковь Архангела Михаила, памятник природы. Окружает дуб раскидистые поля и богатая растительность, добраться до такого дерева очень легко. Он расположен за селом на великолепных просторах девственной природы. К нему идет грунтовая дорога так как святое место не забывается никогда.
Легенда или обоснование: Дерево как символ давно и прочно вошло в культуру разных народов: «ось мира», космическое дерево, древо познания, священные деревья. С незапамятных времен под деревьями собирались на совет, вершили суд и прятали сокровища. В древности его связывали с богами и мистическими силами природы. В языческих обществах оно воплощало образ плодородия, мудрости и благополучия. Каждый народ имел свое священное дерево. У мордвы – это дуб.
У мордвы не было никаких храмов, не было и служителей культа, зато было огромное количество мольбищ или кереметов. Кереметами назывались огороженные тыном четырехугольные участки священной рощи с тремя входами. Люди заходили через южные ворота, через восточные ворота вводили жертвенный скот, через северные ворота приносили воду, чтобы варить жертвенное мясо. У восточных ворот ставили три столба, к которым привязывали жертвенных животных. Внутри керемета обычно росло старинное дерево. Это мог быть и дуб, и береза, и липа… Дерево считалось священным, поскольку объединяло три мира: ветви устремлялись в небо (верхний мир высших богов), корни уходили в землю (нижний мир умерших), а ствол – мир настоящий, где все люди и находятся. Для моления выбирался главный жрец, как правило, старейшина села, он залезал на священное дерево, с которого и произносил молитвы, упоминая множество богов. По легенде, в эпоху крещения мордвы закоренелые язычники не захотели принять новую веру, поэтому выбирали для своих обрядов тайные места. Возле дуба они совершали жертвоприношения и молились мордовскому Чамапазу. Нельзя обходить священное дерево трижды, иначе дуб не отпустит. На капище можно было только приносить, но ничего нельзя было брать, иначе можно заболеть или даже помереть. Мордва приносила дубу жертвы – как правило кололи домашних животных, кровью поливали корни, а мясо варили в жертвенных котлах, чтобы потом разделить трапезу в священном месте с жрецом дуба. К слову – разворачивать пикники на месте капища нельзя, так как кушать разрешалось только поделившись с дубом. К слову, когда жрец умирал, его заворачивали в подобие ковра и подвешивали на ветви дуба. Возвращали его на небо. Дерево символизировало исход с земли к небесам. Когда жрец истлевал и останки падали вниз – их закапывали у корней.
Дополнительная информация:
ФИО заявителя: Паксеватов Юрий Васильевич Дополнительные фотографии: открыть Публикации в СМИ: Видеоматериалы: |